Национальный реестр субъектов электронной коммерции: порядок включения, условия и льготы
2 ноября 2018
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

На сегодняшний день перед правительством стоят задачи по формированию эффективной правовой базы, которая будет упрощать процедуры электронного бизнеса, стимулировать разработку мобильных денежных платформ и использование электронных технологий, развивать необходимую инфраструктуру электронной коммерции, увеличивать доверие к заключению сделок посредством сети интернет, а также противодействовать киберпреступности.

Что такое электронная коммерция? В соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об электронной коммерции», электронная коммерция – это купля-продажа товаров (работ, услуг), осуществляемая в соответствии с договором, заключаемым с использованием информационных систем.

Электронная коммерция позволит изменить практически все процессы, происходящие в современном бизнесе, интегрируя их в единое целое, что в свою очередь позволит рынку данной сферы экономики динамично развиваться.

Для развития электронной коммерции в нашей стране была принята программа по ускоренному развитию электронной коммерции, утверждённой Постановлением Президента Республики Узбекистан от 14 мая 2018 года

№ ПП-3724. Документом предусмотрено предоставление благоприятных условий для субъектов электронной коммерции, в частности создание Национального реестра субъектов электронной коммерции.

Что такое Национальный реестр?

Национальный реестр субъектов электронной коммерции – это единый электронный банк, содержащий информацию об отечественных субъектах электронной коммерции. В спектр его основных задач и направлений входят:

— системный мониторинг и оценка состояния внедрения и развития электронной коммерции, в том числе изучение эффективности внедрения информационных систем и ресурсов;

— целевой анализ и подготовка предложений по совершенствованию действующего законодательства для эффективного развития электронной коммерции.

Когда начал функционировать Национальный реестр?

Национальный реестр запущен 1 июля 2018 года в электронном формате на интернет-портале www.e-tijorat.uz.

На сайте размещены инструкция по подаче заявки на включение в реестр и контактный номер телефона, позвонив по которому можно получить необходимую информацию по интересующему вопросу.

Оператором Национального реестра является Центр развития системы «Электронное правительство» (Центр) при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, который также занимается введением, формированием и дальнейшим развитием реестра.

Кто имеет право быть в реестре?

В реестр включаются только те субъекты электронной коммерции, у которых доходы от продажи товаров и услуг в электронной коммерции составляют не менее 80% от общего объема, подтвержденные справкой банка и справкой-расчетом о доходах от реализации товаров (работ, услуг) в электронной коммерции. При включении в реестр данные субъекты будут считаться плательщиками единого налогового платежа по ставке 2%.

Порядок включения в реестр

Включение в реестр осуществляется в нескольких этапах:

На первом этапе субъект электронной коммерции подаёт онлайн заявку через вебсайт e-tijorat.uz. После заполнения и подачи заявки на втором этапе Центр в течение 10 рабочих дней согласно первой форме рассматривает заявку. Если она соответствует всем требованиям, на третьем этапе Центр оповещает о включении субъекта электронной коммерции в список реестра, по электронной почте. Далее, на четвертом этапе, Государственный налоговый комитет проверяет налоговую отчетность субъекта электронной коммерции согласно второй форме (формы приведены на сайте). Если доля реализации товаров (работ, услуг) путем электронной коммерции составляет не менее 80 процентов, на шестом этапе субъект электронной коммерции включается в реестр как плательщик единого налогового платежа по ставке 2%.

А теперь давайте рассмотрим осуществленные работы по данному направлению в других странах

Например, в Казахстане с 1 января 2018 года новым Налоговым кодексом предусмотрены налоговые льготы предпринимателям, осуществляющим свою деятельность через интернет-магазин или интернет-площадку. В частности, юридические лица освобождаются от уплаты корпоративного подоходного налога, а индивидуальные предприниматели – от индивидуального подоходного налога, но при соблюдении трех обязательных условий:

— за товары должен производиться безналичный расчет;

— договор с покупателем заключается в онлайн-режиме;

— предприниматель должен иметь собственную службу доставки либо заключить договор с лицом, которое занимается перевозкой, пересылкой и доставкой товара.

Освобожде­ние от этого вида налога возможно только в случае, если доходы бизнеса от осуществления электронной торговли с физическими лицами будут составлять не менее 90% от совокупного годового дохода хозяйствующего субъекта.

В Беларуси частично предусмотрен особый порядок налогообложения электронной торговли. С 1 января 2018 года, вступили в силу положения Налогового кодекса, предусматривающие взимание НДС с электронных услуг, оказываемых иностранными компаниями. Кроме того, субъекты хозяйствования, осуществляющие электронную торговлю вправе применять упрощенную систему налогообложения, ставки которой:

— 5% – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС;

— 3% – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС.

В Азербайджане с 1 января 2017 года вступил в силу закон, предусматривающий налогообложение электронной торговли, в частности, взимание налога на добавленную стоимость (ставка НДС – 18%). Эти меры приняты для защиты местных предпринимателей, то есть НДС взимается с покупателей, если вышеперечисленные услуги оказываются нерезидентами гражданам Азербайджана на территории страны.

Исходя из этого, нужно отметить, что предоставляемые налоговые преференции являются важным элементом развития электронной коммерции, дающий толчок развитию экономики всей страны.

Кроме налоговых преференций этим же постановлением предусмотрен ряд ниже представленных благоприятных условий:

— электронные чеки, квитанции, сообщения и иные методы, позволяющие идентифицировать стороны сделки, сформированные информационными системами в ходе оказания услуг участниками электронной коммерции, выполненные в соответствии с законодательством, приравниваются к квитанциям, талонам, билетам и другим документам, подтверждающим оплату товаров (услуг);

— при осуществлении сделок электронной коммерции субъектами предпринимательства оплата может приниматься в наличной форме с обязательным направлением покупателю через виртуальные терминалы (E-POS) электронного чека или иного подтверждающего документа о принятии оплаты в наличной форме со строгим соблюдением правил инкассации денежных средств в обслуживающие банки;

— субъекты электронной коммерции при осуществлении торговли имеют право принимать расчеты через корпоративные банковские карты субъектов предпринимательства с использованием платежных терминалов, а также электронных платежных систем;

— экспорт товаров (услуг) стоимостью до трех тысяч долларов США, осуществляется без введения информации в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций и оформления грузовой таможенной декларации, в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи;

— виртуальные терминалы (E-POS) приравниваются к аналогичным контрольно-кассовым машинам и расчетным терминалам;

— субъектам предпринимательства, оказывающим услуги по доставке товаров, предоставляется право принимать оплату за третьих лиц (продавцов товаров), с последующим инкассированием в установленном порядке;

— отменяется требование по обязательной 15-процентной предоплате от общей стоимости товаров (услуг);

— при осуществлении доставки товаров продавцом и доставщиком на автомобильном транспорте, принадлежащем им на праве собственности, аренды или иного права пользования, на территории Республики Узбекистан не требуется получения лицензии на осуществление городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, за исключением случаев, установленных законодательством;

— разрешается реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения исключительно при условии соблюдения требований и порядка по обеспечению их сохранности при хранении и перевозке, с учетом требований законодательства.

Создание Национального реестра субъектов электронной коммерции является очередным шагом на пути инновационного развития нашего государства. Ведь современные процедуры и механизмы торговли через глобальную сеть не только значительно упрощают реализацию данного вида деятельности, но и существенно влияют на общее развитие экономики.

Шавкат Максудов,

Департамент развития цифровой экономики

Источник

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте