Развитие электронных государственных услуг
10 декабря 2018
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

В современном мире в условиях интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий инновации и информация превращаются в виды основных производственных ресурсов, а экономические системы трансформируются в экономику знаний. В рамках глобальной мирохозяйственной системы постиндустриальные страны, исчерпав возможности традиционных промышленных технологий, концентрируют свои усилия на создании принципиально новых технологий и инноваций в различных сферах жизнедеятельности, в т.ч. в области государственного управления. Остальные страны также ускоренно вовлекаются в объективный процесс формирования и развития глобального экономического пространства.

Развитие информационной инфраструктуры превращается в основное условие продвижения к информационному обществу. Только так возможно интегрирование в мировое экономическое пространство как равноправного партнера, опираясь на конкурентоспособную высокотехнологичную экономику.

Практически во всех развитых и многих развивающихся странах реализуются национальные программы по формированию информационного общества, приоритетом в которых выступают становление электронных правительств. Информационное общество предполагает неизбежную трансформацию государственного управления. Информационное взаимодействие органов власти с гражданами и организациями с использованием ИКТ, сетевых технологий и Интернета позволяет значительно сократить посещение государственных организаций, звонки по телефону и практически сводит на нет отправку бумажных почтовых сообщений. Электронное информационное взаимодействие позволило раскрыть процедуры и процессы принятия решений органов власти, а также ответственность конкретных лиц, что является элементом общественного контроля.

Виды государственных услуг и эффективные способы их предоставления

Электронные государственные услуги – это государственные услуги, оказанные на основе современных информационно-коммуникационных технологий, позволяют реорганизовать работу органов власти и достигать нового качества управления, соблюдая регламенты обслуживания бизнеса и общества и повышая результативность принимаемых решений. Электронные услуги – это инструмент в системе качественного взаимодействия власти, бизнеса и общества.

Процесс реформирования государственного управления и построения электронного правительства означает обеспечение электронного доступа к основным государственным услугам. Методология ООН определяет четырехступенчатую модель развития предоставления электронных услуг:

1) Развивающееся электронное правительство. Государственные сайты представлены в виде простых визиток и официальных веб-страниц. На данном этапе возможно электронное взаимодействие министерств и ведомств центрального правительства, а также между центральными и местными органами власти. Некоторая официальная информация может быть представлена в онлайновом режиме.

2) Расширенное присутствие электронного правительства. Государство предоставляет больший объем информации через интернет – законы и нормативные документы, отчеты, новости, скачиваемые базы данных. Пользователь может использовать поисковую систему для ознакомления с имеющимися на сайте документами.

3) Транзакционное присутствие. Предполагает интерактивное взаимодействие между гражданином и правительством. Вводятся онлайн сервисы по оплате налогов, оформление идентификационных документов, свидетельств о рождении, паспортов, обновление водительских удостоверений и т.п. Граждане получают возможность осуществления электронных платежей за получение госуслуг.

4) Сетевое (цифровое) электронное правительство, являющееся наиболее развитым уровнем работы государства в интернете. Сервисы G2G (государство-государство), G2C (государство-гражданин) и C2G (гражданин-государство) интегрированы между собой. Правительство вовлекает граждан в процессы подготовки и принятия решений и общественные дискуссии.

История развития электронных правительств в разных странах мира

Сингапур

В 1980-1985 годах был реализован первый национальный план компьютеризации, во время которого в автоматизированный вид переводилась отчетность и создавались процедуры обработки данных. На протяжении двух прошедших десятилетий был реализован целый ряд национальных программ, каждая из которых базировалась на успехе предыдущей в неуклонном следовании к превращению Сингапура в страну, охваченную сетью. Национальные программы по ИКТ вылились во множество государственных администраций и услуг, эксплуатирующих технологии для повышения эффективности, качества обслуживания и доступа через электронные каналы. Услуги, предоставляемые ранее различными Министерствами и ведомствами правительства Сингапура, теперь предоставляются в рамках программы «Электронное правительство» на сайте www.egov.gov.sg.

Южная Корея

Решение о разработке инфраструктуры и базы электронного правительства в Южной Корее было принято в 1987 году. Благодаря этой системе жители страны могут совершать практически все операции, не выходя из дома: начиная от покупок в магазинах и заканчивая оплатой счетов и оформлением документов. В общественных местах можно увидеть специальные терминалы, в которых легко найти нужную информацию или распечатать любую справку. Южная Корея ежегодно занимает первое-второе место в мире как по средней скорости Интернета, так и по степени охвата широкополосной сетью населения. Несколько лет назад в госсекторе страны была введена 100-процентная система электронного документооборота.

США

Системный подход к развитию электронного правительства был заложен в 90-х годах прошлого века. Начало электронному правительству в США было положено созданием веб-сайта Президента США в 1993 году. В США развитием электронного правительства занимается специальное подразделение администрации президента США – Управление Электронного правительства (англ. Office of E-Government and Information Technology), которое, в свою очередь является подразделением Управления менеджмента и бюджета. Управление Электронного правительства возглавляет Федеральный директор по информационным технологиям. Наиболее популярная в Соединенных Штатах услуга электронного правительства – подача налоговых деклараций в электронной форме.

Узбекистан

В нашей стране реализация электронного правительства началась в 2004 году, когда была принята концепция развития электронного правительства в Узбекистане. Постановлением Президента страны от 27 июня 2013 года была утверждена Комплексная программа развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на 2013-2020 годы. Одной из задач Программы было создание Центра развития системы «Электронное правительство» (постановление Кабинета Министров № 250 от 16 сентября 2013 года). Конечной целью внедрения электронного правительства в Узбекистане является совершенствование электронного аппарата государственного управления.

В настоящее время государственные электронные услуги могут быть предоставлены по запросам через следующие каналы:

— официальные веб-сайты и информационные порталы государственных органов и хозяйствующих субъектов;

— Единый портал интерактивных государственных услуг;

— виртуальная приемная Президента Республики Узбекистан;

— народные приемные Президента Республики Узбекистан;

— система межведомственного электронного взаимодействия государственных органов;

— Единые центры по оказанию государственных услуг.

Единый портал интерактивных государственных услуг

Единый портал интерактивных государственных услуг (Единый портал) является единой точкой доступа к электронным государственным услугам, предоставляемым государственными органами, в том числе на платной основе.

Предоставление интерактивных государственных услуг через Единый портал осуществляется для заявителей, прошедших процедуру регистрации и авторизации согласно Положению о порядке оказания электронных государственных услуг через Единый портал интерактивных государственных услуг и официальные веб-сайты государственных органов, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №728 от 27 сентября 2017 года «О мерах по совершенствованию порядка оказания электронных государственных услуг через единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан».

Оказание электронных государственных услуг через Единый портал направлено на:

— создание на всей территории страны возможностей для заявителей по осуществлению взаимоотношений с государственными органами в рамках электронного правительства;

— внедрение в системе государственного управления принципа «одно окно» при осуществлении взаимоотношений с заявителями;

— повышение качества оказания государственных услуг путем создания прозрачных и общедоступных механизмов их оказания, сокращения сроков и централизованного контроля за исполнением порядка их оказания;

— сокращение издержек населения, субъектов предпринимательства и государственных органов при получении государственных услуг.

Единый портал предназначен для развития условий и расширения возможностей пользователя в получении электронных государственных услуг на основе использования современных информационных технологий.

Пользование электронными государственными услугами через Единый портал

Посредством Единого портала пользователю предоставляются электронные государственные услуги в виде информационных и интерактивных государственных услуг. Сводный реестр электронных государственных услуг (далее — Сводный реестр) утверждается Республиканской комиссией по координации реализации Комплексной программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на 2013-2020 годы. Электронные государственные услуги, включенные в Сводный реестр, в обязательном порядке должны предоставляться через Единый портал.

В октябре 2017 года, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций был определен и принят утвержденный План мероприятий по поэтапному размещению наиболее востребованных электронных государственных услуг путем оптимизации на Единый портал интерактивных государственных услуг во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 сентября 2017 года «О мерах по совершенствованию порядка оказания электронных государственных услуг Республики Узбекистан».

В 2018 году количество государственных электронных услуг на ЕПИГУ достигло 302 услуг. По состоянию на 01.03.2018г. реестр государственных услуг состоял из 444 услуг. То есть порядка 68% государственных услуг были переведены в электронный формат.

Сегодня на ЕПИГУ насчитывается 127 оптимизированных электронных государственных услуг. Через ЕПИГУ, несмотря на сокращение количества оказываемых электронных государственных услуг, осуществляется переход к оказанию наиболее востребованных, массовых услуг, связанных, в первую очередь, с жизненным циклом граждан. Полный реестр государственных услуг включает в себя 693 государственных услуг (по состоянию на 1 июня 2018 года). Таким образом через ЕПИГУ стали оказываться в электронном формате всего лишь более 18% государственных услуг.

В настоящее время число пользователей, зарегистрированных на Едином портале, достигло более 56 тысячи пользователей. А также, за период в 2013-2018 годы на ЕПИГУ поступило более 3 млн. заявок на получение услуг, 99% из которых были полностью обработаны.

Согласно статистике, размещенной на официальном сайте Единого портала, за 2017 год через ЕПИГУ было оказано более 762 тысячи услуг, из которых большую часть составили услуги таможни. А именно: предоставление данных по внешнеторговым контрактам в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций, подача электронной грузовой таможенной декларации в таможенные органы и другие.

Согласно данным, самым популярным и часто посещаемым сайтом среди государственных органов, является вебсайт Министерства финансов, а именно интерактивная услуга по ведению бухгалтерского учета в бюджетных организациях. Кроме того, зафиксирован большой объем просмотров Правительственного портала Республики Узбекистан Gov.uz.

Центры государственных услуг при Народных приемных

В Узбекистане продолжается широкомасштабная работа по глубокому реформированию системы оказания государственных услуг. В частности, в декабре 2017 года руководителем страны приняты Указ «О мерах по коренному реформированию национальной системы оказания государственных услуг населению» и подписано постановление «Об организации деятельности Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан», в апреле 2018 года – Постановление Президента «О дополнительных мерах по ускоренному развитию системы оказания государственных услуг».

С 1 января т.г. все центры «одно окно» преобразованы в Центры государственных услуг при Народных приемных. Сегодня по стране действует более 200 таких центров, охватывающих каждый район и город республики, с целью оказания актуальных и востребованных государственных услуг по принципу «одно окно» не только предпринимателям, но и населению. С 1 июня 2018 года в центрах государственных услуг в экспериментальном порядке должны предоставляться 70-100 наиболее востребованных видов госуслуг. Установлено, что начиная с 1 января 2019 года, при межведомственном электронном взаимодействии в рамках оказания электронных государственных услуг, использование персонального идентификационного номера физического лица, идентификационного номера налогоплательщика и кадастрового номера объектов недвижимости является обязательным. Еще одной важной особенностью является то, что государственные услуги можно будет предоставлять через мобильные приложения. Это обеспечит эффективную обратную связь с населением.

Для граждан, не имеющих доступа к компьютеру или сети интернет, во всех районах и городах устанавливаются специальные инфокиоски центров государственных услуг, работающие на основе использования современных технологий. В целях создания удобств для населения, проживающего в отдаленных районах, будут оказываться мобильные государственные услуги, то есть посредством курсирующего по утвержденному графику специального автотранспорта, оснащенного всей необходимой техникой.

Структурами Агентства государственных услуг субъектам предпринимательства по состоянию на 1 апреля 2018 года оказывалось 37 видов услуг, связанных с деятельностью государственных органов. С 1 апреля 2018 года такие услуги будут оказываться и физическим лицам с увеличением их общего количества на 13. До конца 2018 года число оказываемых государственных услуг достигнет 87, до 2020 года – 163.

При Министерстве юстиции создается Информационно-аналитический мультимедийный центр, предназначенный для реализации системных мер по правовому просвещению и повышению правовой культуры населения, особенно молодежи, в т.ч. в сельской местности, доведение до населения и субъектов предпринимательства сути и значения внедряемых нововведений по упрощению административных процедур, а также оказания консультативной помощи общественности по порядку получения государственных услуг с детальным разъяснением требований принимаемых административных регламентов и т.д. Важно отметить, что с 2018/2019 учебного года во всех учебных заведениях среднего и профессионального образования внедряется в практику проведения открытых уроков и учебных семинаров, направленных на формирование у молодежи необходимых знаний и навыков по теме «Культура получения государственных услуг».

Проблемы в процессе внедрения системы электронных государственных услуг и подходы в их решении

К настоящему времени большинство стран мира приняли национальные информационные стратегии, включающие развитие электронного правительства. Как показывает международный опыт создания электронного государственного управления, существуют фундаментальные проблемы, препятствующие полноценной реализации принципов электронного правительства. Это как отсутствие в необходимой степени мотивации у граждан, органов власти и управленческих структур к инновационным решениям, так и недостаточная компьютерная грамотность населения, не полный охват услугами «высокоскоростного» интернета для значительной части населения, недостаточное финансирование.

Реализация концепции электронного правительства означает принципиально новый способ организации и развития системы государственного управления, трансформации и совершенствования для ориентации на принципиально более тесную связь с гражданами, кардинального улучшения показателей получения конкретных полезных результатов деятельности, большей эффективности деятельности и ответственности государственных органов. Процесс развития электронного правительства на начальной стадии в виде информатизации органов власти начался с применения компьютеров для автоматизации внутренних процедур, ведения делопроизводства и управления кадрами, решения задач бухгалтерского учета, что привело к созданию информационных баз и соответственно систем обработки данных. На втором этапе происходит совершенствование информатизации внутренних процедур и создание систем межведомственного информационного обмена между госорганами. В первых системах данного типа передача данных между государственными органами производится с помощью машинных носителей и по сетям телекоммуникаций. На третьем этапе осуществляется интеграция основных информационных систем и ресурсов государственных органов, что обеспечивает организацию более эффективного сетевого взаимодействия с внешними сетями, включая граждан и организации. С переходом от внутренней информатизации и информатизации процессов взаимодействия между государственными структурами к сетевому информационному взаимодействию с гражданами и организациями появляется понятие «электронного правительства».

Информатизация процессов информационного обмена госорганов – как внутрисетевого, так и внешнего, и резкое сокращение бюрократических механизмов обеспечивают переход от концепции «классической бюрократии», отличающейся иерархичностью и закрытостью системы управления, к новой информационной концепции, основанной на открытых сетевых информационных структурах и управлении, нацеленном на эффективность результатов. Как показывает практика зарубежных стран, основные сложности с введением государственных услуг в электронном виде возникают в связи с барьерами со стороны консервативной части государственного аппарата, не желающего установления прозрачного контроля над их деятельностью. Это, в свою очередь, актуализирует проблему трансформации корпоративных интересов бюрократического аппарата и подготовки управленческих кадров нового типа.

Источник

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте