Принята Концепция развития системы народного образования до 2030 года
2 мая 2019
Рубрика: Новости.
Автор: .

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 29 апреля 2019 года подписал указ «Об утверждении Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года».

Указом утверждены Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года и дорожная карта по ее реализации.

Основными направлениями Концепции определены:

— вхождение Республики Узбекистан к 2030 году в состав 30 передовых стран мира по рейтингу оценки образовательных достижений учащихся PISA (The Programme for International Student Assessment);

— качественное обновление содержания системы непрерывного образования, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров;

— совершенствование методики преподавания, поэтапное внедрение принципов индивидуализации учебно-воспитательного процесса;

— внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и инновационных проектов в сфере народного образования;

— укрепление материально-технической базы учреждений системы народного образования и повышение эффективности бюджетного финансирования;

— внедрение современных методов и направлений внешкольного образования в воспитании молодежи и обеспечении ее занятости;

— расширение конкурентной среды в системе народного образования за счёт развития государственно-частного партнерства;

— применение на практике комплекса мер, включающих в себя пять инициатив, направленных на создание дополнительных условий для воспитания молодежи;

— поэтапное повышение базовых тарифных ставок работников общеобразовательных учреждений.

Согласно указу, концепция реализуется поэтапно путем утверждения отдельной ежегодной дорожной картой в соответствии с ее основными направлениями и выполняемыми целевыми параметрами в течение соответствующего периода.

В концепции обозначены существующие проблемы в сфере народного образования. В частности, существуют проблемы в сфере администрирования общего среднего образования . Отмечается, что местные государственные органы не оказывают должную помощь школам. Также уровень государственных образовательных услуг, не соответствует ожиданиям и требованиям населения и бизнеса.

Также существуют недостатки в методическом обеспечение общего среднего образования. Отсутствует система вариативности учебников. Также есть проблемы в сфере материально-технического оснащения и финансирования школ, кадрового обеспечения.

Концепция определяет основные направления развития системы народного образования. Согласно документу, приоритетными направлениями развития являются модернизация содержания образования, структурные изменения системы образования и обеспечение равенства доступа к качественному образованию.

В частности, в рамках концепции будут приняты меры по совершенствованию содержания общего среднего образования для создания компетентностной модели обучения, направленной на изучение, в первую очередь, иностранных языков, информатики, математики, физики, химии и биологии, необходимых в дальнейшем для освоения профессий, востребованных в рамках создаваемой инновационной экономики на основе новых учебных стандартов, программ, учебников и методических материалов.

Будут созданы условия для развития способностей детей по выбору профессии и самостоятельному планированию профессиональной карьеры, подготовке к освоению современных востребованных профессий.

В документе отмечается, что будут пересмотрены механизмы проведения предметных олимпиад, с обеспечением прозрачных условий при выявлении самых талантливых и умных учащихся, а также приближением форм и критериев оценки к профильным международным олимпиадам и конкурсам.

Планируется модернизировать специальное образование для обеспечения полного охвата всех нуждающихся детей специальной психолого-педагогической помощью с привлечением родителей в процесс обучения и воспитания ребенка.

В рамках концепции планируется ввести новую систему оплаты труда в сфере народного образования, с применением стимулирующих надбавок преподавателям и управленцам, с учетом результативности их деятельности и эффективности использования современных образовательных технологий.

Будет сформирована система партнерского взаимодействия учебно-производственных комплексов с субъектами предпринимательства для изучения рынка труда и создания системы инклюзивного образования для обучения детей с ограниченными возможностями, включающей установление в общеобразовательных учреждениях специальных приспособлений (подъемные устройства, пандусы, поручни и т.д.), а также обеспечения соответствующим кадровым потенциалом (педагоги-дефектологи, специалисты по психолого-педагогическому сопровождению детей).

В рамках реализации концепции будет создана национальная система оценки качества общего среднего образования с применением методологии оценки учебных достижений, применяемых в рамках программы международного исследования оценки учебных достижений (PISA).

Также будут приняты меры по повышению качества ресурсного обеспечения общеобразовательных учреждений, особенно расположенных в удаленной сельской местности, а также обеспечению доступа всех средних общеобразовательных учреждений к сети Интернет и повышению уровня компьютеризации образовательного процесса.

Планируется создать условия для повышения привлекательности работы педагогов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в удаленной сельской местности.

Будет оказана поддержка детям с ограниченными возможностями. Они будут интегрированы в обычные образовательные учреждения. Также будет расширена сеть негосударственных школьных образовательных учреждений, а также образовательных учреждений, функционирующих в рамках государственно-частного партнерства.

В результате реализации концепции, в Узбекистане будут внедрены новые государственные образовательные стандарты и учебные программы общего среднего образования, отвечающие требованиям современной инновационной экономики, с учетом STEAM-дисциплин, с акцентом не на запоминание и воспроизведение информации, а на развитие компетенций и навыков, важных для жизни в XXI веке (критическое мышление, самостоятельный поиск и анализ информации и др.).

Будут внедрены современные образовательные технологии, обеспечивающие расширение осваиваемых учениками компетентностей. В стране будут созданы Президентские школы и «Современные школы», и т.д.

В концепции подчеркивается, что будут приняты действенные механизмы противодействия коррупции в системе народного образования.

Особое внимание будет уделено вопросам оснащения школ и внедрения современных подходов бюджетирования, ориентированных на результат и нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений по принципу «деньги следуют за учеником» (ваучерная система).

В результате реализации мер, предусмотренных в концепции, к 2030 году 4,86 тыс. школ будут преобразованы в “современные школы”. Будут созданы электронные ресурсы для педагогов на основе государственных требований и учебные программы курсов повышения квалификации педагогических кадров, с целью оказания методической помощи.

Ожидается, что повышение качества внешкольного образования позволит довести охват детей услугами внешкольного образования до 50% от общего количества учащихся.

Около 3 тыс. учителей (неспециалистов) пройдут курсы педагогической и профессиональной переподготовки по учебным предметам.

Будут приняты меры по организации бесперебойного обеспечения всех общеобразовательных учреждений системы народного образования электроэнергией, природным газом, углем, питьевой водой и другими коммунальными услугами.

Источник

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте