Единая электронная система разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов представлена в Мининновации
15 августа 2019
Рубрика: События.
Автор: Редакция журнала.
В целях правовой пропаганды, повышения правовых знаний и правовой культуры, доведения до сотрудников Министерства Инновационного развития сути и значения принимаемых в республике нормативно-правовых актов, а также развития духа уважения к законам, Юридический отдел министерства 14 августа провел лекцию на тему: «Единая электронная система разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов».
Единая электронная система, обеспечивающая межведомственное электронное взаимодействие при рассмотрении и согласовании проектов актов законодательства, позволила отказаться от устаревших бюрократических процедур и бумажной волокиты, обеспечивает необходимую прозрачность и ускоряет данный процесс.
Прежняя практика разработки и согласования проектов имела следующие проблемы:
– распечатка в бумажном виде разработанных проектов, направление и доставка посредством почты или нарочно в каждое заинтересованное министерство и ведомство;
– сбор подписей (виз) сопряжен с постоянным поиском ответственных исполнителей каждого согласующего органа, физической доставкой проектов на бумажном носителе и ожиданием их подписания
– возникновение разночтений и путаницы в результате создания множества согласованных (завизированных) копий проекта;
– время в основном затрачивается не на всестороннюю и качественную подготовку проекта, а на согласование с соответствующими организациями;
– требует отвлечения трудовых ресурсов и финансовых средств государственных органов.
При изучении зарубежного опыта, выяснено, что в деятельности органов государственного управления развитых стран используется система электронного документооборота, посредством которой осуществляется межведомственное взаимодействие. Также, в странах СНГ (Россия, Беларусь, Казахстан) применяется система межведомственного электронного документооборота при разработке и согласовании проектов актов законодательства (кроме документов для служебного пользования и секретного характера).
Единая электронная система, направленная на устранение вышеназванных проблем, а также внедрение в нормотворческий процесс современных информационно-коммуникационных технологий, имеет следующие возможности и удобства:
одновременная и мгновенная рассылка проектов нормативно-правовых актов всем заинтересованным участникам согласования, в том числе для проведения общественного и профессионального обсуждения, визирование проектов с помощью электронной цифровой подписи;
обеспечение прозрачности «движения» проектов путем автоматического протоколирования действий, фиксирования дат передачи-приема проектов, определения подлинности электронных цифровых подписей (виз) и их актуальности;
сбор и хранение информации о проведенных действиях, мнениях и возражениях заинтересованных лиц по проектам, а также ведение базы проектов нормативно-правовых актов и использование ее в статистических и иных целях;
осуществление в режиме реального времени управления, мониторинга и контроля за процессом разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов;
обеспечение существенной экономии времени и трудовых ресурсов, расходуемых государственными органами в данных целях.
Внедрение Электронной системы не требует дополнительного расходования бюджетных средств, отдельной инфраструктуры, установки какого-либо программного обеспечения. Пользование осуществляется с помощью удаленного доступа в личный кабинет соответствующей организации, с компьютера пользователя через сеть Интернет. При этом документом, подтверждающим наличие соответствующих виз (подписей) является справка-хронология проекта, в которой автоматически генерируются QR-коды электронных цифровых подписей лиц, завизировавших проект.
Внедрение Единой электронной системы в нормотворческий процесс осуществляется поэтапно:
с 1 мая до 1 июля 2019 года – вводится пилотное функционирование, в ходе которой разработка, согласование (визирование) и внесение в Кабинет Министров проектов законов Республики Узбекистан, актов Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан, осуществляется в бумажном виде либо в электронном виде посредством Единой электронной системы;
с 1 июля до 1 октября 2019 года – проекты вносятся в Кабинет Министров в установленном порядке преимущественно в электронном виде посредством Единой электронной системы;
с 1 октября 2019 года и в последующем периоде – внесение проектов актов законодательства в Кабинет Министров и Администрацию Президента Республики Узбекистан осуществляется исключительно в электронном виде посредством Единой электронной системы.
Следует отметить, что внедрение Единой электронной системы разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов способствует переходу на совершенно новый уровень нормотворческого процесса в стране, обеспечивающего эффективность, прозрачность и качество принимаемых актов законодательства.