- infoCOM.UZ - http://infocom.uz -

О мерах по внедрению современных информационных технологий в систему расчетов в сфере торговли и оказания услуг, а также усилению общественного контроля в данной сфере

В условиях осуществления широкомасштабных реформ в направлении долгосрочного развития экономики страны особое значение приобретает обеспечение гармоничной деятельности потребителей, субъектов предпринимательства и органов государственной налоговой службы посредством информационных технологий.

В целях создания необходимых условий для дальнейшей либерализации сферы торговли и оказания услуг, кардинального увеличения их объемов, широкого внедрения современных информационных технологий в систему расчетов и осуществления общественного контроля в данной сфере:

1. Одобрить предложение Государственного налогового комитета, Министерства финансов, Центрального банка и Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан о внедрении наряду с онлайн-контрольно-кассовыми машинами (далее – онлайн-ККМ) платформы обмена данными – виртуальных касс (далее – виртуальная касса) с функцией передачи в режиме онлайн органам государственной налоговой службы данных о расчетах с населением через торговые точки (точки оказания услуг) в наличной форме и (или) посредством банковских пластиковых карт.

2. Определить государственное унитарное предприятие «Научно-информационный центр «Янги технологиялар» при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан оператором фискальных данных (далее – оператор), выполняющим функции по самостоятельному и непрерывному приему, переработке, криптографической защите и хранению фискальных данных, полученных в режиме онлайн.

3. Установить порядок, в соответствии с которым:

а) при переходе субъектов предпринимательства на использование онлайн-ККМ либо виртуальной кассы:

по отношению к ним отменяются установленные обязательства по применению действующих контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, ведению кассиром-операционистом контрольно-кассовой книги, снятию в конце рабочего дня ежедневного отчета по каждому контрольно-кассовому аппарату;

они вправе независимо от объема средней дневной наличной выручки сдавать ее в кассы банков через службы инкассации в определенные ими периоды либо самостоятельно;

им предоставляется право уменьшения суммы начисленного и подлежащего уплате налога на прибыль или единого налогового платежа либо фиксированного налога на сумму расходов, связанной с приобретением, установкой, запуском каждой онлайн-ККМ, но не более 10-кратной базовой расчетной величины с условием регистрации онлайн-ККМ в органах государственной налоговой службы до 1 января 2021 года;

им бесплатно выдается базовая часть программного продукта (база) виртуальной кассы Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан;

б) средства в форме бонусов (деньги, баллы, другое), перечисленные на условиях публичной оферты на банковские пластиковые карты либо на скидочные (дисконтные) карты физических лиц (cashback), не рассматриваются в качестве базы налога на доходы физических лиц;

в) при освобождении от налога на доходы физических лиц доходов, получаемых за счет реализации выращенной в домашних условиях, в том числе в дехканских хозяйствах, продукции животноводства, пчеловодства и растениеводства в сыром и переработанном виде, а также продажи животных в живом виде либо продуктов их убоя, за исключением промышленной переработки, отменяется порядок истребования документа, подтверждающего реализацию продукции, выращенной на приусадебном земельном участкевыделенном физическому лицу либо членам его семьи.

4. Утвердить график поэтапного перевода субъектов предпринимательства, имеющих наличную выручку, на использование онлайн-контрольно-кассовых машин либо виртуальной кассы согласно приложению.

Установить, что Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей с 1 января 2020 года ежегодно утверждает перечень отдаленных, труднодоступных населенных пунктов, график, утвержденный настоящим Указом, не применяется к субъектам предпринимательства, осуществляющим свою деятельность на данных территориях.

5. Установить, что субъекты предпринимательства, перешедшие на использование онлайн-ККМ либо виртуальной кассы:

в предоставленном чеке покупки (далее – чек) в обязательном порядке отражают наименование, количество, цену и сумму (стоимость) товаров (работ, услуг), а плательщики налога на добавленную стоимость – ставку и сумму налога на добавленную стоимость, а также QR-код и фискальную отметку. Чеки, на которых отсутствуют данные сведения, считаются недействительными;

в случае отсутствия технической возможности доставки оператору сведений в режиме реального времени чеки могут быть выданы в режиме офлайн. При этом сведения должны быть переданы оператору в течение 24 часов;

за платежи, принятые через платежные терминалы, покупателям вместе с чеками платежных терминалов обязательно выдается чек онлайн-ККМ либо виртуальной кассы.

По истечении сроков, указанных в графике, утвержденном настоящим Указом, реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг без применения онлайн-ККМ либо виртуальной кассы, непредоставление чека через онлайн-ККМ или виртуальную кассу либо предоставление чека без фискальной отметки считается ведением торговли либо оказанием услуг без применения контрольно-кассовых машин, когда использование контрольно-кассовых машин с фискальной памятью либо платежных терминалов являлось обязательным условием, – признается основанием для привлечения к ответственности в порядке, установленном законодательством.

6. Согласиться с предложением Государственного налогового комитета и Министерства финансов Республики Узбекистан о проведении с 1 октября 2019 года эксперимента по организации призовых игр на основании QR-кода либо фискальной отметки в чеках, предоставленных субъектами предпринимательства города Ташкента, перешедшими на использование онлайн-ККМ либо виртуальной кассы.

Министерству финансов Республики Узбекистан до 1 ноября 2019 года выделить средства в размере один миллиард сумов для организации призовых игр за счет средств Государственного бюджета.

7. Государственному налоговому комитету совместно с Министерством финансов на основании результатов эксперимента до 1 июля 2020 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан обоснованные предложения по его применению в других регионах республики.

8. Государственному налоговому комитету совместно с Агентством по развитию рынка капитала Республики Узбекистан до 1 октября 2019 года разработать и утвердить порядок проведения призовых игр среди физических лиц, зарегистрировавших чеки в установленном порядке.

9. Рекомендовать ассоциации «Узэлтехсаноат» совместно с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан организацию:

производства онлайн-ККМ и специальных устройств с функцией передачи в режиме онлайн сведений органам государственной налоговой службы на базе предприятий, входящих в состав ассоциации;

центров по оказанию технических услуг во всех регионах для обеспечения непрерывной работы онлайн-ККМ и виртуальных касс.

10. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан в срок до 1 октября 2019 года:

разработать и внедрить специальное программное обеспечение для виртуальной кассы и фискального модуля, обеспечивающее передачу органам государственной налоговой службы сведений о реализованных субъектами предпринимательства товарах (работах и услугах) в режиме онлайн;

внедрить систему регистрации покупателями QR-кодов или фискальных отметок на чеках через мобильное приложение либо официальный сайт Государственного налогового комитета Республики Узбекистан;

разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров технические требования, предъявляемые к онлайн-ККМ, виртуальной кассе и фискальному модулю, применение которых разрешено на территории Республики Узбекистан, их единый реестр, а также порядок ведения Государственного реестра центров по оказанию технических услуг и постановки на учет в органах государственной налоговой службы.

11. Государственному налоговому комитету совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан, заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать систему «дистанционной проверки» действий по непредоставлению чека через онлайн-ККМ либо виртуальную кассу или представления чеков, не имеющих QR-код (фискальную отметку), а также порядок привлечения к ответственности с его утверждением в установленном порядке.

12. Возложить ответственность на:

председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Мусаева Б.А., председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента – за поэтапный перевод субъектов предпринимательства республики, имеющих наличную выручку, на использование онлайн-ККМ или виртуальных касс, согласно графику, утвержденному настоящим Указом;

председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Мусаева Б.А., первого заместителя министра финансов Ишметова Т.А., хокима города Ташкента Артыкходжаева Ж.А. – за организацию призовых игр на основе QR-кода или фискальной отметки в чеках, предоставленных субъектами предпринимательства города Ташкента, перешедшими на использование онлайн-ККМ либо виртуальных касс.

13. Рекомендовать Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана организацию широкого освещения в средствах массовой информации целей и задач, сути и содержания настоящего Указа, а также процессов его реализации.

14. Абзац пятый пункта 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 9 августа 1996 года № УП–1504 «О мерах по повышению ответственности хозяйствующих субъектов за расчеты с бюджетом» изложить в следующей редакции:

«все хозяйствующие субъекты, имеющие наличную выручку, сдают наличную выручку в банки. При этом хозяйствующие субъекты, имеющие среднюю дневную наличную выручку свыше 20-кратной базовой расчетной величины, сдают ее ежедневно в кассы банков через службу инкассации либо самостоятельно. Хозяйствующие субъекты, имеющие среднюю дневную наличную выручку менее указанного объема либо перешедшие на использование онлайн-контрольно-кассовых машин (или виртуальной кассы), вправе сдавать ее в кассы банков через службу инкассации в установленные ими периоды либо самостоятельно».

15. Государственному налоговому комитету совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

16. Министерству финансов Республики Узбекистан предусмотреть в проекте новой редакции Налогового кодекса Республики Узбекистан нормы, приведенные в данном Указе.

17. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А. и заместителя Премьер-министра – министра финансов Республики Узбекистан Кучкарова Д.А.

Президент

Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

6 сентября 2019 года.

Источник [1]