Бизнес контент-провайдеров в Узбекистане пока остается без перспективы и должного внимания
4 февраля 2020
Рубрика: Интервью.
Автор: .

Ассоциация предприятий «Контент — провайдеры Узбекистана» была создана и зарегистрирована Министерством юстиции Республики Узбекистан в 2016 году по инициативе крупнейших контент- и сервис-провайдеров Узбекистана. Мы взяли интервью у Нихолбека Ганиева, председателя Ассоциации предприятий «Контент-провайдеры Узбекистана».

— Какие основные направления деятельности Ассоциации?

— В первую очередь, это разработка новых и развитие уже существующих бизнес-моделей взаимодействия контент-провайдеров, мобильных операторов и государственных структур, основанных на взаимном понимании и долгосрочной перспективе общего бизнеса.

— Нужен ли отдельный нормативно-правовой акт для правовой квалификации отношений между контент-провайдером и мобильным оператором?

— Необходимо принять к сведению, что контент-провайдеры предоставляют свои мобильные и контент услуги миллионам абонентам нашей страны. Стороны таких взаимоотношений должны знать правила предоставления этих услуг, свои права и обязательства.

Ассоциация предлагает принять новый нормативно-правовой документ, где четко будет установлена ответственность абонента, контент-провайдера и мобильного оператора. Данный документ мог бы внести определенность в установлении процентных соотношений по равноправному распределению доходов в том числе. На данный момент пользуясь своим доминирующим положением, мобильные операторы диктуют все условия во многом учитывая только свои интересы.

Например, ценообразование мобильных операторов противоречит официальной позиции, полученной от государственных регуляторов. Данная политика мобильных операторов может напрямую ущемлять права контент-провайдеров как полноправные субъекты предпринимательства. Ухудшение бизнес среды в деятельности национальных контент-провайдеров приведет к негативным последствиям для развития конкурентной среды в сфере оказания услуг контент-провайдерами, а также не будет способствовать привлечению лучших мировых практик с возможными инвестициями и поступления в бюджет страны в виде налоговых платежей.

Обращаем внимание на то, что в Узбекистане в 2004 году распределение доходов между мобильными операторами и контент-провайдерами было установлено в соотношении 30/70 процентов в пользу контент-провайдеров. К сожалению, к настоящему дню, почти все мобильные операторы в одностороннем порядке определили процентное соотношение 80/20 в пользу мобильных операторов, ссылаясь на свои внутренние бизнес-планы и не учитывая интересы контент-провайдеров. Данная ситуация негативно отражается в финансовом состоянии национальных контент-провайдеров, в связи с чем резко сокращается бизнес контент-услуг. Соответственно, сокращаются налоговые поступления в бюджет страны.

В странах дальнего и ближнего зарубежья, где вопрос развития информационных технологий занимает основную позицию в распорядке дня страны, роль и статус контент-провайдеров является также важным, как и другие субъекты рынка телекоммуникационных услуг. Например, в таких соседних странах, как Россия и Казахстан, разделение доходов между мобильными операторами и контент-провайдерами определено 60/40 в пользу мобильных операторов, а в Японии в процентном соотношении 80/20 в пользу контент-провайдеров.

Несмотря на игнорирование интересов контент-провайдеров, Ассоциация будет делать все возможное для защиты прав своих членов и искать всестороннюю поддержку национальных контент-провайдеров в обеспечении поддержки национальных контент-провайдеров в справедливом и равноправным распределении доходов между мобильными операторами, с учетом стимулирования рынка труда местных специалистов, которое могло бы позволить разработать общие правила рынка услуг контент-провайдеров и взаимодействии хозяйственных отношений членов Ассоциации с мобильными операторами.

— Что будет, если данная сфера не будет урегулирована?

— Наша Ассоциация выражает обеспокоенность в связи с тем, что бизнес контент-провайдеров полностью зависит от возможностей и финансовой заинтересованности операторов сотовой связи и отличается отсутствием какой-либо возможности повлиять на процесс принятия решений, касающихся этой деятельности. Доходность бизнеса контент-провайдеров составляет мизерную часть по сравнению с доходами операторов.

Если операторы сотовой связи откажутся реализовывать требование новых правил для поддержки контент-услуг, то этот вид бизнеса просто исчезнет в Узбекистане. Не будет коммуникации с государственными органами, не будет оповещения при помощи sms, то есть это затрагивает гораздо большие сферы деятельности, чем просто sms-общение или голосования на радио и ТВ.

— Каким образом Ассоциация планирует повлиять на сложившуюся ситуацию?

— Значительное место в планах Ассоциации занимают поддержка и нормотворческая работа, выработка комплекса мер, направленных на построение цивилизованного рынка контент услуг в Республике Узбекистан, включая юридическую защиту интересов членов Ассоциации.

Для достижения своих целей Ассоциация планирует участвовать наряду с представительными и исполнительными органами власти Республики Узбекистан в выработке правовой, экономической и социальной политики в области контент-провайдинга, отвечающей интересам членов Ассоциации.

В настоящий момент контент-провайдеры готовят коллективное письмо на имя Премьер-министра Республики Узбекистан и Министру по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в надежде как-то повлиять на сложившуюся ситуацию. В данном обращении Ассоциация поднимет вопросы такие, как:

  1. Обеспечение равноправного подхода к привлечению международных и национальных контент-провайдеров со стороны мобильных операторов;
  2. Поддержка национальных контент-провайдеров в справедливом распределении доходов между мобильными операторами, с учетом стимулирования рынка труда местных специалистов;
  3. В разработке общих правил рынка услуг контент-провайдеров и взаимодействии хозяйственных отношений членов ассоциации с мобильными операторами;
  4. Участие в важных организационных мероприятиях ассоциации с мобильными операторами с учетом поддержки развития инвестиционного климата в Республики Узбекистан и т.д.

Мы уверены, что поддержка деятельности национальных контент-провайдеров послужит позитивным стимулом для развития конкурентной среды в сфере оказания услуг контент-провайдерами, а также поспособствует привлечению лучших мировых практик и поступления в бюджет страны в виде дополнительных налоговых платежей.

Ассоциация также видит себя активным участником в важных государственных проектах в ИКТ сфере. Глава правительства Республики Узбекистан А.Н. Арипов отметил, что реализация проекта One Million Uzbek Coders позволит вовлечь широкие слои населения в освоение новых профессий в сфере ИКТ, трудоустроить молодежь, включая людей с ограниченными возможностями. Ассоциация готова поддержать данную инициативу по привлечению молодежи для применения их навыков в развитии сферы контент- услуг.

При достижении своих намеченных бизнес-планов на основе равноправного распределения доходов с мобильными операторами, члены Ассоциации готовы рассмотреть перечисления определенного размера своих доходов на развитие проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий в Республике Узбекистан путем поддержки IT парков и Фонда развития ИКТ при Мининфокоме.

— Спасибо за актуальное интервью!

Более подробную информацию о деятельности Ассоциации контент-провайдеров Узбекистана можно узнать на сайте www.kontent.uz

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте