- infoCOM.UZ - http://infocom.uz -

В Узбекистане создается первая в Центральной Азии Регулятивная песочница по развитию технологии «блокчейн» и сферы оборота крипто-активов

Одним из приоритетов проводимых реформ определено повышение инвестиционной привлекательности и привлечение иностранных инвестиций, создание максимально благоприятных условий для ведения бизнеса.

Отдельное внимание уделяется вопросам цифровизации деятельности государственных органов, обеспечению цифровой трансформации и внедрения передовых информационно-коммуникационных технологий во всех сферах. Узбекистан стремится идти в ногу со временем и в ближайшем будущем оказаться среди государств-лидеров в области создания благоприятной среды для внедрения инновационных цифровых решений.

И здесь следует особо подчеркнуть, что Узбекистан стал одним из первых государств не только на пространстве СНГ, но и в мире, начавших регулировать использование технологии «блокчейн» и оборот крипто-активов в рамках развития цифровой экономики.

В 2018 году Президентом страны приняты постановления № ПП-3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан» и № ПП-3926 «О мерах по организации деятельности крипто-бирж в Республике Узбекистан», заложившие основу для начала правового регулирования оборота крипто-активов.

В качестве уполномоченного органа по развитию цифровой экономики назначено Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан (НАПУ), а внедрение и развитие деятельности в области оборота крипто-активов, включая майнинг, смарт-контракты, а также технологии «блокчейн» определены как важнейшие задачи для диверсификации различных форм инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Кроме того, был сделан смелый шаг в виде освобождения операций и доходов юридических и физических лиц, связанных с оборотом крипто-активов, в том числе осуществляемых нерезидентами, от налогообложения.

Результатом стала выдача в декабре 2019 года первой в Центральноазиатском регионе лицензии на осуществление деятельности крипто-биржи, которая в январе 2020 года официально заявила о начале своей деятельности.

В то же время, НАПУ осуществляется осторожный и последовательный подход в формировании регулятивной среды для оборота крипто-активов с учетом необходимости, в первую очередь, обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, предотвращения использования крипто-активов в различных незаконных целях, в том числе отмывания денег и финансирования терроризма.

Ведь отсутствие единого регуляторного подхода как на региональном, так и на международном уровнях в области оборота крипто-активов, а также быстрый темп развития цифровых технологий фактически исключают их эффективное правовое регулирование путем применения существующих подходов.

В этой связи в январе этого года выдвинута инициатива создания при НАПУ Регулятивной песочницы по развитию цифровых технологий «Uzbekistan Blockchain Valley». Соответствующий проект документа [1] НАПУ был вынесен на общественное обсуждение.

Данного рода экспериментальные песочницы, предоставляющие особые правовые режимы своим участникам для апробации цифровых технологий и выработки методологических подходов правового регулирования, уже применяются в Великобритании [2]Сингапуре [3]Малайзии [4]Нидерландах [5] и Российской Федерации [6].

Основными целями организации Регулятивной песочницы «Uzbekistan Blockchain Valley» являются создание единой площадки для апробации и пилотной реализации проектов в области оборота крипто-активов и технологии «блокчейн», не урегулированных в рамках действующей правовой системы республики, формирование новых регуляторных механизмов и осуществление апробации данных регуляторных механизмов, сокращение времени и издержек вывода инновационных цифровых технологий на рынок страны.

Основными направлениями деятельности резидентов Регулятивной песочницы предлагается установить:

Для получения статуса резидента Регулятивной песочницы компании должны будут осуществлять один из видов деятельности, соответствующий направлениям Регулятивной песочницы, иметь собственные и уникальные технологии (продукты, услуги) в сфере оборота крипто-активов или технологии «блокчейн», предлагаемые для использования и тестирования в Регулятивной песочнице, либо доказать, что применяется инновационный подход в использовании общеизвестных технологий. Также иметь в наличии бизнес-план с конкретными целевыми показателями, отчет по оценке рисков и план мероприятий по их снижению, план мероприятий по прекращению работы по реализации проекта и письменные подтверждения потенциальных клиентов об их участии в проекте.

Как и во многих песочницах, предполагается предоставление специального правового режима для инновационных проектов в сфере оборота крипто-активов.

При этом, срок реализации проектов ограничивается 12 месяцами, с возможностью дальнейшего увеличения срока, но не более чем на 24 месяца. После истечения этих сроков или в течение этого периода, по результатам анализа проекта, в случае признания его эффективным будет приниматься решение о внесении апробированных норм в нормативно-правовые акты Республики Узбекистан и продолжении проекта за рамками Регулятивной песочницы, в случае же признания неэффективным – о прекращении его дальнейшей реализации.

В связи с чем, Регулятивная песочница рассматривается в качестве платформы и промежуточного звена для плавного перехода к полноценному обороту крипто-активов и выработки эффективных механизмов регулирования процессов, связанных с оборотом крипто-активов и внедрения технологии «блокчейн».

Особо следует отметить, что в процессе выработки методологических подходов к регулированию оборота крипто-активов НАПУ особое внимание уделяет вопросам обеспечения соблюдения требований международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (Рекомендации ФАТФ).

По мнению специалистов, намерение создать Регулятивную песочницу, в целом, является очередным прогрессивным шагом и еще раз подтверждает приверженность руководства Узбекистана в активном внедрении современных цифровых технологий для развития экономики страны.

Источник [7]