- infoCOM.UZ - http://infocom.uz -

Как помочь родителям освоиться в цифровом мире

С чего начался мой путь в мире технологий

Я до сих пор помню день, когда купил свой первый смартфон. Это был HP iPAQ на базе Windows Mobile 2003 SE. Я принес его домой и показал родителям. Отец покрутил телефон в руках и сказал: «Выглядит неплохо. Но где у него клавиатура?» Немного поиграв со смартфоном, он вернул его мне со словами, что больше доверяет своей старенькой кнопочной Nokia.

Мои родители были далеки от цифровых технологий — они начали пользоваться компьютерами только в начале 90-х. Помню, как отец набирал на клавиатуре текст, словно на пишущей машинке. В нашем первом семейном компьютере был Pentium с частотой 100 МГц, 6 МБ оперативной памяти, жесткий диск на 1,2 ГБ и внешний модем со скоростью передачи данных 28,8 Кбит/с. Он работал на Windows 3.11, которую мы затем обновили до Windows 95.

Сколько себя помню, если возникали проблемы с компьютером, разбирался с ними я. Когда не работал Интернет, я звонил в техподдержку; когда сбоил мессенджер mIRC, я подключал его к нужным серверам.

Начав с домашнего администрирования, я заинтересовался программированием и стал писать скрипты для mIRC, которым мы пользовались до появления ICQ и MSN Messenger. Скорее всего, именно благодаря раннему погружению в цифровой мир я быстро в нем освоился и в конце концов устроился работать в ИТ-компанию.

От простых телефонов к смартфонам

В какой-то момент у телефонов родителей начались проблемы с батарейками, и настало время заменить устройства. Нужно было подобрать что-то более современное, и мы с братом уговорили родителей купить BlackBerry (у брата как раз был такой). Взяв в руки новый телефон, отец заявил, что не сможет пользоваться такой клавиатурой без зубочистки.

«Придется мне вернуться в школу, чтобы все это постичь», — заметил он, пока брат объяснял, как обращаться с этим гаджетом. Мама же освоила основные функции за несколько дней.

Родители пользовались BlackBerry около двух лет. За это время на рынке появилось много телефонов с более крупными, сенсорными экранами, и мы с братом решили, что маме и папе пора обзавестись такими смартфонами. Выбор пал на Microsoft Lumia 525s.

На тот момент операционная система Windows Phone показалась нам наиболее простой и удобной для неопытных пользователей. И наиболее безопасной: шансы подхватить зловреда на этом смартфоне были минимальны. Отец опять пошутил, что ему придется вернуться в школу, чтобы научиться пользоваться новым устройством.

Через некоторое время он, конечно, привык к сенсорному смартфону. К сожалению, к тому моменту Microsoft прекратила поддержку Windows Phone. И это означало, что приложения, которыми пользовались родители, больше не будут обновляться.

В общем, телефоны опять пришлось менять. На этот раз мы выбрали iPhone. Как обычно, мы с братом провели родителям инструктаж. Имея опыт работы с сенсорными экранами, родители освоились намного быстрее.

Выводы:

Помощь родителям в цифровом мире

Отец посещает диализный центр и однажды пожаловался, что ему скучно во время длительных процедур. Мы купили ему iPad — после iPhone интерфейс гаджета был ему хорошо знаком. Папа тут же записался на какие-то онлайн-курсы писательского мастерства.

Он то и дело звонил мне и спрашивал, как загрузить приложение или как прикрепить к письму файл. Однажды, когда я сказал, что очень занят, отец напомнил: «Я потратил на твое воспитание 20 лет. Наверняка ты можешь выкроить пять минут, чтобы помочь мне». После этого случая я терпеливо все объяснял, ведь он совершенно прав.

Некоторые родители мучаются с современными технологиями молча, и это становится для них большой проблемой. Я рад, что мой отец не стал молчать. Для меня разговор с ним стал переломным моментом и позволил осознать, что я стал тем, кто я есть, благодаря родителям. Настала моя очередь помогать им, и цифровые технологии — это как раз то, чем я действительно могу облегчить им жизнь.

Разумеется, мои родители практически ничего не знали об ИТ-безопасности. А поскольку я работаю в этой сфере и немало знаю об угрозах, я решил, что пора обучить их цифровой гигиене. В современном мире без нее никак, однако тем, кто не родился с клавиатурой в руках, бывает сложно понять, что безопасно, а что не очень.

Признаюсь, было нелегко. Вначале мне приходилось долго объяснять вещи, которые казались очевидными (к счастью, в этом помогла наша энциклопедия [1]). Но в итоге наш с родителями труд принес плоды, и они начали понимать, что к чему.

Наступил момент, когда они могли не хуже профессионала вычислять фейковые сообщения в WhatsApp, фишинговые атаки и вредоносные ссылки в сообщениях.

Отец даже начал рассказывать об этом друзьям. Правда, он столкнулся с теми же трудностями, что и я: собеседники просто не понимали, о чем он говорит. Они знали, что на компьютер надо установить антивирус, и на этом все.

Выводы:

Главное — терпение

В конце концов я понял, что обучать родителей новым технологиям и кибербезопасности не так уж и сложно. Главное — запастись терпением и не торопиться: спокойно объяснять, как все устроено и как защититься от онлайн-угроз.

Но советы по безопасности — это далеко не все. Самое главное — рассказать, как современные гаджеты помогают в повседневной жизни. Мне понадобилось много времени, но в итоге все получилось, и родители очень благодарны.

Сейчас я объясняю маме, как пользоваться устройствами для умного дома, которые я установил у родителей. И знаете что? Она их просто обожает!

Выводы:

Источник [5]