Лишний риск. Почему бесплатному антивирусу нельзя доверять
23 июня 2020
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: .

Профессиональное программное обеспечение стоит денег. В отдельных случаях его можно попробовать заменить бесплатными аналогами, но это не всегда разумно. Обычно разработчики условно-бесплатного софта зарабатывают на показе рекламы, а также сборе и перепродаже личных данных.

Гораздо хуже, когда пользователь платит не только просмотрами навязчивых баннеров, но и безопасностью своих данных. Попробуем разобраться, почему не стоит доверять защиту компьютера и смартфона бесплатному антивирусу, и к чему это может привести.

Технологическое отставание

Некоторые бесплатные антивирусы используют только простые методы обнаружения вредоносных программ. Речь идет об обычном сигнатурном анализе, когда антивирус сравнивает подозрительные файлы с образцами из базы. Хороший метод, когда нужно обезвредить уже известный вирус, который успели изучить.

Для борьбы с новыми вирусами сигнатурный анализ не подойдет, бесплатный антивирус просто не узнает вредоносную программу. Для этого платные антивирусы используют эвристические методы и поведенческий анализ, которые способны предугадать появление неизвестного вируса по косвенным признакам.

Кроме того, простой защиты от вредоносных программ уже давно недостаточно. Современный платный антивирус предлагает дополнительные модули: защита онлайн-платежей, веб-камеры, Wi-Fi сети, защита от спама и фишинга и многое другое.

Поверхностное сканирование

Полноценный антивирус предлагает несколько вариантов проверки устройства — быстрое, выборочное, глубокое и другие.

В бесплатном решении чаще всего предусмотрено только «базовое сканирование». Уже по формулировке понятно, что это лишь поверхностный анализ, который вряд ли обнаружит серьезные угрозы.

Отсутствие техподдержки

Техническая поддержка и ежедневные обновления антивирусных баз невозможны без финансирования. Даже виртуальные блага никто не готов создавать бесплатно.

Как правило, у бесплатных антивирусов или нет технической поддержки, или она перегружена обращениями пользователей из-за недостаточного количества специалистов.

Редкие обновления

Новые угрозы появляются ежедневно. Если коммерческие антивирусы регулярно обновляют сигнатурную базу, то бесплатные продукты делают это не так часто. У них не хватает ресурсов или экспертизы, или и того и другого.

Качественный антивирус, который действительно защитит устройство от любых угроз, смогут поддерживать только квалифицированные специалисты. На содержание штата экспертов приходятся основные траты крупных антивирусных компаний.

Навязчивая реклама

Разработчики бесплатных антивирусов тоже хотят кушать. Поэтому они зарабатывают не на продаже продукта, а на показе рекламы. Иногда это вполне оправданная бизнес-модель, в которой пользователь получает базовую защиту, а разработчик косвенно зарабатывает деньги, которые можно вкладывать в поддержку продукта.

К сожалению, чаще разработчики теряют чувство меры и добавляют в программу столько баннеров, что антивирус становится трудно отличить от нежелательного рекламного ПО. Иногда такие антивирусы вообще никак не защищают пользователя, особенно это касается мобильных антивирусов для Android. По статистике, 90% таких программ не помогают, а иногда даже вредят.

Вредоносные программы

Еще хуже, когда под видом бесплатного антивируса киберпреступники предлагают самые настоящие вредоносные программы для кражи банковских данных. Эта тактика отлично прижилась в Google Play, где можно запустить любое неизвестное приложение или подделку под видом известного антивируса.

Пользователей стационарных компьютеров или ноутбуков обмануть немного сложнее, потому что обычно антивирусы представляют известные бренды. Главное скачивать программу с официального сайта, и тогда проблем быть не должно.

Продажа личных данных

Довольно известные бренды бесплатных антивирусов уже попадались на передаче персональных данных пользователей третьим лицам. К сожалению, это довольно закономерно — разработчики бесплатного софта тоже хотят заработать. Поэтому пользователи все равно вынуждены платить, если не деньгами, то личными данными. Покупателям коммерческих антивирусов ничего подобного не грозит — крупные бренды зарабатывают на продаже лицензий и заботятся о своей репутации.

Правило распространяется на любые бесплатные программы и сервисы. Подумайте, в чем может быть выгода разработчиков, прежде чем воспользоваться заманчивым предложением.

Запомнить

  1. Бесплатные антивирусы не дают никаких гарантий, от них может быть больше вреда, чем пользы;
  2. Изредка среди условно-бесплатных антивирусов встречаются качественные продукты;
  3. Надежный антивирус сочетает комплексные методы защиты и поддерживает продвинутые технологии, например эвристический анализ;
  4. У современного антивируса должна быть круглосуточная техническая поддержка на русском языке;
  5. Качественный антивирус обновляет базы несколько раз в день.

Источник

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте