АИМК доложило об условиях, созданных в Узбекистане в период пандемии для обеспечения прозрачности государственных органов, доступа к информации для СМИ
10 октября 2020
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

9 октября завершилась XXII центральноазиатская конференция СМИ, организованная Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в формате видеосвязи, сообщается на сайте Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Узбекистана

В трехдневном мероприятии приняли участие более 50 государственных служащих и журналистов из Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Монголии.

На медиа-конференции эксперты обменялись мнениями и поделились опытом по вопросам развития СМИ в регионе, обеспечения свободы слова и печати, обеспечения безопасной работы СМИ в условиях пандемии коронавируса.

По приглашению Офиса Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Юргена Хазеля  в мероприятии приняли участие директор Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Узбекистана Асаджон Ходжаев, первый заместитель директора агентства Дильшод Саиджанов, руководитель отдела развития СМИ агентства Гулрухсор Хатамова.

Директор Агентства А. Ходжаев выступил с докладом на пресс-конференции и проинформировал об условиях, созданных в Узбекистане в период пандемии для обеспечения прозрачности государственных органов, доступа к информации для СМИ.

Количество СМИ в Узбекистане неуклонно растет. В частности, по состоянию на 1 октября текущего года количество средств массовой информации увеличилось почти на 100 и составило 1777. Есть 636 газет, 421 журнал, 16 информационных бюллетеней, 5 информационных агентств, 71 телеканал, 37 радио, 591 веб-сайт. В настоящее время количество государственных СМИ составляет 643, а количество негосударственных СМИ — 1134.

Кроме того, в узбекских СМИ активны блогеры и специалисты, размещающие информацию на новостных сайтах, не зарегистрированных в качестве СМИ. С начала года количество сайтов, зарегистрированных в домене Uz, увеличилось с 73 000 до 83 000. Это свидетельствует о развитии информационных технологий в стране, их глубоком проникновении в общество.

На мероприятии было отмечено, что в век информационных технологий скрыть какую-либо информацию от общественности невозможно, а информацию о недостатках системы можно распространять через другие независимые источники.

В своем выступлении А. Ходжаев особо остановился на инициативе Президента Узбекистана по реализации специальной программы «Цифровой Узбекистан — 2030» и продолжающейся работе над стратегией повышения скорости и качества Интернета не только в Ташкенте, но и во всех населенных пунктах. Он также сообщил, что уровень доступа в Интернет у населения увеличился с 78% до 95%, в различных социально-экономических секторах регионов внедрено более 400 информационных систем, электронных услуг и других программных продуктов. Это, в свою очередь, создает условия для увеличения объема обмена и распространения информации.

В отчете отмечается, что неполадки в работе  Facebook были полностью устранены в августе. Было отмечено, что помимо Facebook, в Узбекистане популярно множество других социальных сетей, таких как: ВКонтакте, Instagram, Одноклассники, мессенджер Telegram.

Агентство также выразило готовность создать площадку для конструктивного диалога со всеми участниками информационного пространства, обсудить возникающие в сфере вопросы и разработать совместные планы развития СМИ.

Было отмечено, что пандемия затронула и информационную деятельность государственных структур. Поэтому в марте были созданы Комиссия по профилактике коронавирусной инфекции и Штаб для своевременного информирования населения о последствиях коронавируса, методах лечения, куда обращаться при появлении симптомов. Проект Coronavirus Info был запущен, чтобы дать быстрые ответы на многие вопросы населения в периоды нехватки информации, при этом это один из крупнейших каналов Telegram с более чем 1 миллионом подписчиков, которые в разные периоды пандемии достигли 1 миллиона 400 подписчиков.

Кроме того,  было рассказано об эффективности ежедневных пресс-конференций, брифингов, организуемых AOKA для получения в реальном времени ответов на вопросы, полученные через боты, стриминговые потоковые сервисы и каналы Агентства от должностных лиц органов здравоохранения, внутренних дел и других государственных органов, ответственных за социальную защиту.

Агентством , совместно с пресс-службами государственных органов  разработана система на ресурсе «Антифейк.уз», созданная для борьбы с проблемами распространения ложной информации, с которой сталкиваются все страны. Она позволяет более чем 600 специалистам отвечать на вопросы общественности через каналы  Агентства.

Следует отметить, что во время пандемии скорость передачи информации снизилась из-за того, что на проверку достоверности предоставленной информации ушло больше времени, что повлияло на процесс ответов на вопросы СМИ и блогеров. Это объективный процесс, направленный на то, чтобы каждое государственное учреждение предоставляло надежную информацию, чтобы предотвратить панику среди населения из-за непроверенных данных.

Также не хватало различных видеороликов, инфографики и другой альтернативной информации. В некоторых зарубежных странах отсутствовал критический подход к распространению информации об эффективных методах лечения коронавируса, что во многих случаях приводило к увеличению ненадлежащих закупок медицинских устройств.

Наладить конструктивный диалог по важным вопросам — непростая задача в то время, когда некоторые государственные чиновники по разным причинам не пытаются быстро распространять информацию, а блогеры и СМИ стараются комментировать ситуацию в меру своих возможностей. Было признано, что, несмотря на незаконные действия как государственных органов, так и средств массовой информации в этом процессе, Агентство пытается наладить такой диалог с подходом, при котором повышение правовой культуры обеих сторон является ключом к успешному диалогу.

Национальное законодательство предусматривает ответственность за распространение ложной и вводящей в заблуждение информации о распространении различных инфекционных заболеваний, а СМИ и блогеры четко наблюдают за ситуацией и не применяют никаких юридических санкций, но проводят беседы с ними  для предотвращения нарушений.

В завершение медиа-конференции А. Ходжаев отметил, что основной целью Агентства будет продолжение работы по совершенствованию национального законодательства в сфере информации, расширение открытого и конструктивного диалога со всеми участниками информационной сферы, а также повышение правовой культуры СМИ и государственных структур. Он отметил, что акцент на изменениях и дополнениях в законодательство, предусматривающих ответственность за вмешательство и воспрепятствование деятельности журналистов, указывает на необратимость и последовательность реформ в сфере СМИ.

Сегодня последовательные и решительные реформы по либерализации информационной сферы и обеспечению свободы слова стали приоритетом государственной политики. Узбекистан и дальше будет идти по этому пути.

Источник

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте