Единый биллинг для Узбекистана
21 апреля 2021
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

Эксперты ЦЭИР и Мининфокома подготовили обзор мирового опыта внедрения единой системы биллинга, этапов создания биллинга в Узбекистане и задачах, которые были решены в течение 100 дней работы Правительственного Акселератора социально-экономических реформ.

Эксперты Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР) Хасанжон Мажидов и Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций (Мининфоком) Илхом Хужакулов представили обзор мирового опыта внедрения единой системы биллинга коммунальных услуг, на основе которого предложили эффективное решение проблемных вопросов в процессе внедрения биллинга в Узбекистане.

В Узбекистане действует довольно сложная система расчетов за коммунальные платежи, предусматривающая их оплату в различные организации. Ранее предпринимался ряд мер по созданию единой системы расчетов, более удобной для потребителя, были приняты соответствующие нормативно – правовые акты.

Акселератор социально-экономических реформ определил четыре направления, требующих решения в течении 100 дней

В частности, Постановлением Кабинета Министров от 14.09.2017г. №726, ряду министерств и ведомств было поручено в срок до 1 августа 2018 года разработать и запустить Единую биллинговую систему а также подключение к ней информационных систем и баз данных электроснабжения и газоснабжения — до 1 января 2019 года, питьевого водоснабжения, канализации и теплоснабжения — до 1 января 2021 года.

Наряду с этим, другим Постановлением Кабинета Министров от 04.01.2019г. №5 были рассмотрены меры по созданию отдельной единой биллинговой системы коммунальных услуг города Ташкента до 1 апреля 2019 года.

Однако, единая система коммунальных услуг в стране до сих пор не была создана. Именно поэтому изучение процесса создания единой биллинговой системы коммунальных услуг и устранение конкретных проблем, препятствующих этому, стало одним из самых актуальных направлений работы Акселератора социально-экономических реформ (Акселератор). Поэтому в рамках 100-дневного периода работы Акселератора одной из приоритетных задач было определено решение проблем в области создания единой биллинговой системы расчетов за коммунальные платежи.

Биллинг — это деятельность по обработке данных коммерческого учёта электроэнергии и коммунальных услуг и обеспечению взаиморасчётов потребителей с энергосбытовыми организациями, предприятиями ЖКХ, расчётными центрами.

К процессу решения этой проблемы были привлечены представители соответствующих министерств и ведомств, частного сектора, исследовательских центров и других организаций. Проведены полевые исследования, семинары, основанные на методологии, разработанной в сотрудничестве с Гарвардским университетом и Акселератором ОАЭ, изучен соответствующий зарубежный опыт.

Акселерация внедрения в Узбекистане
Мировой опыт показывает, что для оптимизации деятельности ЖКХ и повышения удовлетворенности потребителей качеством услуг необходимо переходить к принципу «потребитель — единая система ЖКХ». Единая биллинговая система — это создание единой системы платежных процессов в республике.

Акселератор реформ на платформе ЦЭИР подвел итоги 100 дней

В связи с этим создание единого идентификатора абонентов и включение его в существующие биллинговые системы АО «Региональные электрические сети», АО «Худудгазтаъминот», АО «Узсувтаъминот», ГУП «Тошиссиккуввати» и Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды (для вывоза мусора) было определено как задача, которую необходимо решить в течение 100 дней.

Сформированная Акселератором рабочая группа из более чем 10 представителей министерств и ведомств, в состав которой также вошли официальные лица Управления электроснабжения и водоснабжения Дубая, провела исследования и выявила ряд проблем, которые необходимо решить.

Сегодня взаимоотношения потребителей коммунальных услуг в стране строятся по принципу «потребитель — отдельное коммунальное предприятие», а при интеграции существующих биллинговых систем ЖКХ возникают следующие проблемы:

— биллинговые системы не в полной мере отвечают современным требованиям;

— несоответствие данных потребителей в действующих биллинговых системах ЖКХ, из-за отсутствия единого идентификатора потребителя, что создает препятствия в интеграции существующих баз данных (например, Ахмедов Бекзод в биллинговой системе АО «Региональные электрические сети» зарегистрирован как Бегзод Ахмедов в АО «Худудгазтаъминот»);

— расположение биллинговых систем поставщиков коммунальных услуг на разных технических площадках;

— дублирование счета потребителей из разных регионов в биллинговых системах;

— не полностью налажен электронный обмен данными между существующими базами данных коммунальных предприятий и системами соответствующих министерств и ведомств;

— отсутствие возможности проведения анализа и прогнозирования и другие.

В целях устранения проблем на пути создания Единой биллинговой системы коммунальных услуг, рабочая группа определила следующие задачи формирования единой системы:

— создание единой базы потребителей;

— создание возможности для потребителей контролировать денежные средства на счетах в соответствии с действующими тарифами на коммунальные услуги;

— анализ состояния потребления коммунальных услуг, систематический и прозрачный мониторинг;

— расширение возможностей по оказанию интерактивных услуг в сфере государственных услуг, в том числе с использованием электронных платежных систем;

— объединение всех участников ЖКХ по Республике Узбекистан в единое информационное пространство;

— многотарифный учет для оптимизации режима потребления;

— комплексный анализ платежеспособности потребителей посредством обслуживания кредитной информационной системы для исполнения налогов, штрафов и других видов платежей, помимо коммунальных платежей.

Правительственный Акселератор генеральных планов

Для достижения вышеуказанных задач и функций в рамках Акселератора в первые 50 дней реализации проекта рабочая группа завершила начальную техническую работу по установлению использования персонального идентификационного номера физического лица (ПИНФЛ) и кадастрового номера здания в качестве идентификаторов потребителей и начала вводить данные в базы данных.

В течение следующих 50 дней был завершен ввод данных и проверена актуальность кадастровой информации.

В целом была проделана следующая работа:

— обработаны данные более 20 миллионов потребителей в базе данных ЖКХ;

— проведены работы по очистке данных в учетных системах всех ЖКХ. Количество абонентов, к которым ПИНФЛ был привязан как единый идентификатор, достигло более 5 миллионов.

— введена практика предоставления пользователям кадастровой информации в соответствии с требованиями коммунальных служб. Установлено, что привязка кадастровых номеров к лицевым счетам абонентов будет осуществляться на регулярной основе, в зависимости от технических возможностей ЖКХ.

— владельцы биллинговой системы проинформированы о необходимости регулярной очистки данных, а также обновления баз данных и переноса данных о клиентах на единый идентификатор.

Важно отметить, что проведенная работа по унификации и привязке данных пользователей к ПИНФЛ и кадастровому номеру помогут осуществить более комфортный для населения (без потери данных, не соответствия пользователей и т.д.) переход к единой биллинговой системе.

Заключение

Внедрение единой биллинговой системы расчетов за коммунальные платежи даст возможность потребителям коммунальных услуг получать достоверную информацию по состоянию лицевых счетов, а также получать эти данные путем ввода ПИНФЛ в платежных сервисах и других системах (таких как Payme, Apelsin, Click и т.д.). Это исключит необходимость предоставления дополнительных справок в каждое коммунальное предприятие и позволит сократить время, необходимое на оплату коммунальных услуг.

Кроме того, установление ПИНФЛ как единственного идентификатора личности гражданина при оказании всех государственных, банковских, социальных и иных услуг в соответствии с Указом Президента от 23.03.2021 г. еще больше усиливает актуальность действий в этом направлении.

Актуальное решение

23 марта 2021г. вышел Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему созданию благоприятных условий для населения и субъектов предпринимательства при пользовании государственными услугами, сокращению бюрократических барьеров», которым предусмотрено, что с 1 июля ведение учета налогоплательщиков в налоговых органах будет осуществляться с использованием персонального идентификационного номера физического лиц (ПИНФЛ). Установлено, что ПИНФЛ считается единым идентификатором, удостоверяющим личность гражданина при оказании всех государственных, банковских, социальных и других услуг. Запрещено ведение отдельных номеров для идентификации физических лиц государственными органами и организациями.

Хасанжон Мажидов, ЦЭИР

Илхом Хужакулов, Мининфоком

Источник

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте