Infocom.uz

Электронная коммерция залог развития цифровой экономики

Внешнеэкономическая деятельность практически всех стран мира уже давно вышла за пределы традиционных торговых отношений. В связи с развитием электронной коммерции и появлением интернет-платформ отпала необходимость в проведении личных встреч. Для приобретения какого-либо товара даже рядовому потребителю не обязательно выходить из дома. При чем речь идет не только о покупках в своем городе или стране, но и о заказе и доставке товаров из других стран. В связи с растущей популярностью использования новых технологий возрастает необходимость защиты прав потребителей.

Использование торговых площадок фирм электронной торговли позволяют снизить транзакционные издержки, служат проводниками торговли, соединяя поставщиков и покупателей по всему миру. Значение электронной коммерции для бизнеса сегодня невозможно переоценить: она улучшает понимание компаний о потребностях потребителей и делает продукты и услуги доступными для глобального рынка. Около 12% мировой торговли потребительскими товарами в настоящее время осуществляется в рамках международной электронной коммерции. И этот показатель неизменно растет. Европейская комиссия в своем исследовании отмечает, что онлайн-платформы играют ведущую роль в создании «цифровой ценности», которая лежит в основе будущего экономического роста ЕС и мира в целом.

Правовые вопросы электронной коммерции

Электронные торговые площадки агрегируют огромные массивы данных, качественный анализ которых позволит усовершенствовать модели бизнеса, лучше анализировать потоки электронной коммерции, а также выявлять слабые места в части обеспечения должного уровня защиты прав потребителей. Необходимо создание условий для развития технологий анализа больших данных, что предполагает возможность свободного использования обезличенных данных и развитие альтернативных способов получения согласия субъекта на обработку персональных данных (когда субъект дает согласие единожды на дальнейшую обработку данных для нескольких целей). Площадки также могут способствовать получению государственными органами информации о торговле в условиях электронной коммерции, в т.ч. и в налоговых целях. Например, в Эстонии несколько операторов платформ в настоящее время работают совместно с налоговыми органами, чтобы найти решение для возможности прямого удержания налогов через платформы и улучшения обмена данными между платформами и налоговыми службами для облегчения сбора налогов. Один из наиболее острых вопросов – как защитить потребителей, которые прибегают к услугам онлайн-платформ? В условиях открытости Интернета потребителям крайне сложно выбрать поставщика товаров или услуг, положившись лишь на информацию, представленную в Интернете. Согласно проведенным исследованиям, только 36% потребителей считают, что они имеют одинаковые права и защиту в Интернете, как и в оффлайн торговле.

Важным инструментом укрепления доверия к электронной коммерции является развитие саморегулирования деятельности онлайн-платформ, оказывающих услуги потребителям. Например, в ЕС создана ассоциация «Ecommerce Europe», которая объединяет компании, продающие товары и/или услуги онлайн для потребителей в Европе. Ассоциация обеспечивает доверие к электронной коммерции европейских потребителей, выстраивает диалог с регулирующими органами ЕС и стран-членов. Для укрепления доверия к субъектам электронной коммерции и маркетплейсам, нужно совместно с регулирующими органами и заинтересованными участниками необходимо разработать руководство по защите прав потребителей для электронных торговых площадок. Такое руководство должно включать в себя следующие аспекты: информирование потребителей об их правах и способах их защиты; определение задач обеспечения безопасности персональных данных потребителей; осуществление идентификации и верификации продавцов, предоставление возможностей альтернативных способов разрешения споров; использование рейтингов и отзывов покупателей; установления задач саморегулирования в части обеспечения транспарентности учета мнений и комментариев пользователей; принятие мер, направленных на противодействия продаже контрафактной продукции, в т.ч. за счет определения требований маркировки продукции.

Статистические данные об электронной коммерции

  • По всему миру насчитывается более  26 миллионов  сайтов электронной коммерции, и каждый день создается все больше и больше.
  • Только в США насчитывается более 9,5 миллионов сайтов электронной коммерции, и каждый день создается все больше и больше.
  • В 2021 году объем розничных продаж электронной коммерции во всем мире составил примерно 4,9 триллиона долларов США.
  • Продажи мобильной электронной коммерции достигли 3,56 трлн долларов в 2021 году, что на 15,2% больше, чем в предыдущем году.
  • В 2021 году было 2,14 миллиарда цифровых покупателей. Это составляет 27,6% от  7,74 миллиарда человек в мире.
  • 10 крупнейших рынков электронной коммерции в мире:
    • Китай: 2,779 миллиарда долларов.
    • США: 843 миллиарда долларов
    • Великобритания: 169 миллиардов долларов.
    • Япония: 144 миллиарда долларов.
    • Южная Корея: 121 миллиард долларов
    • Германия: 102 миллиарда долларов
    • Франция: 80 миллиардов долларов
    • Индия: 68 миллиардов долларов
    • Канада: 44 миллиарда долларов
    • Испания: 37 миллиардов долларов
  • Средний коэффициент конверсии по предприятиям электронной коммерции составил 1,53% .
  • 69,57% корзин брошены.
  • Высокие дополнительные расходы — причина №1 , по которой покупатели отказываются от корзин.
  • Shopify — это  самая  популярная технология создания сайтов электронной коммерции, занимающая более  15%  доли рынка, и ее используют почти  4 миллиона сайтов.

Когда провели опрос в Интернет пространстве задав вопрос, о том что, почему вы совершаете покупки онлайн через площадки электронной коммерции, люди ответили следующим образом на этот вопрос, более половины (50,7%) потребителей называют — это бесплатная доставка, предлагаемая магазинами электронной коммерции. Другие ключевые причины включают возможность использовать купоны и применять скидки (41%), читать отзывы других покупателей (35%), легко возвращать их товары (33%), и иметь быстрый процесс оформления заказа (30%).

Электронная коммерция в Узбекистане

Недавно опубликованной аналитической справки со стороны Управление международной торговли Министерства торговли США, об электронной коммерции в Республике Узбекистан говориться следующие:

Исследование Statista дает следующие данные по Узбекистану: Электронная коммерция страны принесла доход в размере 481,3 млн долларов США в 2020 году и составила 68% от общего объема цифровых доходов в стране. Остальные 32% приходится на цифровые медиа, электронные услуги и электронные путешествия. Цифровые расходы в Узбекистане низкие и составляют 1,2% потребительских расходов на душу населения в 2020 году по сравнению со средним показателем в Азии 3,1%. Ожидается, что к 2025 году доходы от электронной коммерции будут расти ежегодно на 6,3%. Люди в основном покупали в Интернете товары моды (32%) и электронику (31%), за ними следуют продукты питания и средства личной гигиены (14%), игрушки, товары для хобби и товары для дома ( 11,5%), мебель и техника (11%). 

Индустрия электронной коммерции в Узбекистане находится на ранней стадии развития. По состоянию на январь 2022 года количество пользователей Интернета оценивается в 27,2 миллиона человек, из них 25,3 миллиона пользователей мобильного интернета и 3,2 миллиона пользователей фиксированного широкополосного доступа в Интернет в стране с населением 35,5 миллиона человек. Пропускная способность международных каналов передачи данных составляет 1800 Гбит/с и будет увеличена до 3200 Гбит/с к концу 2022 года. Страна инвестирует в свою телекоммуникационную инфраструктуру, но Speedtest.net ставит ее только на 118 место из 138 стран по мобильной Интернет со скоростью загрузки 13,78 Мбит/с и скоростью загрузки 6,83 Мбит/с. Он занимает 86-е место из 174 стран по фиксированному широкополосному интернету со скоростью загрузки 40,16 Мбит/с и скоростью отдачи 37,92 Мбит/с. Чтобы способствовать развитию электронной коммерции, правительство взимает только 2% налога с онлайн-дохода, по сравнению со ставкой 4% для традиционных предприятий. Законодательство Узбекистана разрешает онлайн-продажу лекарств и медицинского оборудования, а также разрешает электронные чеки и счета-фактуры в качестве юридического подтверждения оплаты товаров и услуг. Центральный банк Узбекистана подписал меморандум о взаимопонимании с Visa в 2019 году для развития инфраструктуры для цифровых платежей, и многие банки предлагают платежное программное обеспечение и услуги веб-сайтам электронной коммерции для облегчения обработки онлайн-платежей. Чтобы увеличить количество ИТ-специалистов в области электронной коммерции, Ташкентский университет информационных технологий в 2018 году открыл кафедру электронной коммерции. В 2020-2022 годах правительство предприняло несколько важных шагов для ускорения роста электронной коммерции:

  • Принятие Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» в октябре 2020 года: Правительство планирует увеличить протяженность волоконно-оптической сети связи, построенной по всей стране, с нынешних 118 000 километров (73 322 мили) до 250 000 километров (155 343 мили) к 2030 году; увеличить уровень покрытия высокоскоростным интернетом с нынешних 67% до 100% к 2030 году; расширить покрытие сети широкополосной мобильной связи с нынешних 78% до 100% к 2022 году; увеличить ежегодные квоты приема в высшие и средние специальные учебные заведения в сфере информационных технологий с нынешних 7 тысяч до 20 тысяч к 2030 году. Узбекистан объявил о планах инвестировать 2,5 миллиарда долларов в развитие цифровой инфраструктуры в 2021-2022 годах. 
  • Агентство по продвижению экспорта Узбекистана наладило сотрудничество с китайской компанией электронной коммерции Alibaba в октябре 2020 года, создав раздел «Сделано в Узбекистане» на платформе Alibaba.com, где будет представлена продукция избранных отечественных компаний; правительство планирует оказать финансовую поддержку для регистрации более 300 местных компаний на платформе Alibaba.com.

Читайте также:

Цифровая трансформация

Цифровая революция

Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (UNCTAD) опубликовал доклад на тему “Цифровая революция: становится ли цифровая революция более инклюзивной?” В докладе эксперты UNCTAD

Искусственный интеллект

Технологическое противостояние США и Китая

Современная геополитическая ситуация в мире заставляет сместить фокус экономического соперничества США и Китая в сектор инновационных технологий, тем самым начав эпоху новой «технологической холодной войны»,