Infocom.uz

Узбекистан впервые присоединился к Global Services location Index

Консалтинговая фирма Kearney опубликовала отчет Global Services Location Index за 2023 год.

В 2023 году данный индекс оценивает уже 78 стран по 4 основным категориям, включающим 52 показателя: финансовая привлекательность, навыки и доступность персонала (рабочей силы), деловая среда и резонанс в цифровой сфере.

Цель индекса – помочь иностранным и местным организациям выбрать наиболее подходящие локации для размещения своих бизнес-структур в условиях быстрого развития цифровых технологий и изменения потребностей клиентов.

Финансовая привлекательность. Категория состоит из 15 показателей, которые измеряют различные затраты, связанные с оказанием бизнес-услуг в изучаемых странах. Например, здесь учитываются средняя заработная плата, налоги на прибыль и уровень зарплат, стоимость аренды офиса/помещения, тарифы на электричество и интернет и другие. Эта категория имеет самый большой вес в индексе – 35%. Чем ниже затраты в стране, тем выше ее балл по этой категории.

Навыки и доступность персонала состоит из 10 показателей, которые анализируют качество и количество рабочей силы. Здесь оценивается уровень образования, языковые навыки, опыт работы в бизнес-услугах, трудовое законодательство, демографические факторы и т.д. Категория занимает 25% в индексе. Чем выше квалификация и доступность персонала в стране, тем выше ее балл по этой категории.

Деловая среда. Эта категория оценивается по 12 показателям, которые измеряют степень благоприятности стран для ведения бизнеса, где учитываются политическая и экономическая стабильность, регуляторное качество, культурная адаптивность, защита интеллектуальной собственности, легкость открытия и закрытия бизнеса и т.д. Как и прошлая категория, эта «весит» 25%. Чем лучше деловая среда в стране, тем выше ее балл по этой категории.

Резонанс в цифровой сфере – 10 показателей, которые отражают наличие и активность высококвалифицированных цифровых специалистов и компаний, в том числе цифровые навыки рабочей силы, объем цифровой продукции, количество стартапов и инноваций, правовая защита данных и т.д. Эта категория имеет наименьший вес в отчете – всего 15%. Чем выше резонанс в цифровой сфере в стране, тем выше ее балл по этой категории. Между тем, как ожидают эксперты, в ближайшие годы именно цифровой резонанс может стать определяющим фактором для иностранных компаний при размещении своего бизнеса.

В отчете Kearney GSLI за 2023 год Узбекистан занял 40-е место с общим баллом 5,05. В разбивке по категориям баллы распределились следующим образом:

Финансовая привлекательность – 2,88 балла;

Навыки и доступность персонала – 0,63 балла;

Деловая среда – 1,1 балла;

Резонанс в цифровой сфере – 0,44 балла.

Появление Узбекистана в ранжировании данного индекса можно считать ожидаемым. Немаловажную роль в превращении республики в крупную привлекательную технологическую страну для международных компаний сыграло то, что в 2019-2022 годах была подготовлена инфраструктура и усовершенствовано законодательство страны.

По данным, предоставленным пресс-службой технологического парка программных продуктов и информационных технологий (IТ-парк), общий объем услуг, оказанных резидентами IТ-парка в первом квартале 2023 года, составил порядка 2,4 трлн. сумов. Он вырос почти в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (814 млрд. сумов) и в 5,5 раз в сравнении с первой четвертью 2021 года (438,6 млрд. сумов). При этом были особо отмечены результаты в следующих областях:

  • BPO (аутсорсинг бизнес-процессов)– 157,1 млрд сумов;
  • программирование – 1,3 трлн сумов;
  • образование – 25,6 млрд сумов;
  • переработка – 840 млрд сумов.

Объем экспорта резидентами вырос на 327% по сравнению с прошлым годом и составил $57,2 млн. Наибольший объем экспорта приходится на США (48%), Великобританию (15%), Сингапур (10%) и СНГ (10%). На остальные страны приходятся оставшиеся 17%.

Основной сферой деятельности для большинства (61%) резидентов IT-парка является разработка и поддержка программного обеспечения. Оставшаяся часть занята в следующих направлениях:

  • IT-образование – 20%;
  • BPO – 14%;
  • Обработка данных – 5%.

Налоговые льготы, предоставляемые резидентам IТ-парков, в свою очередь помогли значительно увеличить экспорт и вывести доходы отрасли из теневой экономики. К примеру:

  • подоходный налог – 7,5%;
  • корпоративный налог – 0%;
  • единые социальные выплаты – 0%;
  • при ввозе товаров для собственных нужд таможенные пошлины отсутствуют.

В настоящее время в 205 IT-центрах IT-паркаобучаются 7395 студентов. Кроме того, на платформе Coursera (поставщик открытых онлайн-курсов в США) зарегистрировано более 37,6 тыс. отечественных пользователей, более 24 тыс. уже проходят обучение, из которых:

  • Math&Data – 74%;
  • Программирование – 12%;
  • Soft skills – 11%;
  • Искуственный интеллект – 2%;
  • Облачные технологии – 1% направлений.
Facebook
Twitter
LinkedIn
Telegram
Email

Читайте также:

Транзакции в электронной платежной системе ATTO

Автоматизированная система оплаты проезда предназначена для обеспечения информационного и технологического взаимодействия при оказании услуг по перевозке пассажиров в транспорте общего

Умный магазин UMAG

Это специальная программа, которая позволяет хранить данные о товарах и продажах в одном месте. Благодаря ему нужная информация всегда под

Прокрутить вверх