Infocom.uz

Анализ состояния электронной коммерции в Узбекистане к 2024 году

За последние четыре года рынок электронной коммерции Узбекистана сделал огромный рывок в развитии. Пандемия Каронавируса и принятие стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» послужило мощным толчком в столь стремительной цифровизации экономики страны в целом.

По прогнозу консалтинговой компании KPMG, рынок электронной коммерции будет расти на 40% в год и к 2027 году достигнет объема в $1,76 млрд. Согласно позитивному сценарию, рынок может вырасти в 7 раз, достигнув отметки $2,16 млрд.

Рисунок 1. Совокупный среднегодовой темп роста (2022-2027): 41.4%

                                                        сформировано DERC на основе данных KPMG

Согласно их прогнозу столь стремительный рост обусловлен несколькими факторами, к которым входят:

  • Доступность и скорость Интернета;
  • Возросшая доступность смартфонов и достижения в области мобильных банковских услуг;
  • Продолжающиеся усилия по борьбе с теневой экономикой;
  • Стремление увеличить количество безналичных платежей в экономике.

Структура рынка электронной коммерции республики постоянно меняется, находясь под влиянием таких факторов как технологический прогресс, изменение потребительского поведения, правительственных инициатив, появление новых игроков на рынке, и развитие благоприятной экосистемы электронной коммерции.

Также стоит отметить что в 2022-2023 годах Узбекистан стал свидетелем значительного роста венчурного рынка. В общей сложности за этот период было заключено 23 сделки, причем 5 из них были специально нацелены на развивающийся сектор электронной коммерции. Эта заметная тенденция в индустрии электронной коммерции подчеркивает растущую склонность Узбекистана к цифровизации и принятию современных потребительских привычек. Инвесторы остро осознают огромный потенциал этого сектора и с нетерпением стремятся использовать возможности, которые он предлагает.

На декабрь 2022 года общий размер рынка электронной коммерции Узбекистана оценивался в $311 млн. Лидерами на этом рынке являются такие товары как: Электронная и бытовая техника (108 млн.), Одежда (59 млн.), Продукты питания и табачные изделия (10 млн.), Товары для дома (10 млн.), Товары для здоровья и красота (5 млн.), и другие (119 млн.).

Как можно заметить из нижеприведенной таблицы (рис.2), на рынке электронной коммерции республики безоговорочно лидирует экосистема Uzum, которая включает в себя: Uzum Nasiya, Uzum Tezkor, Uzum Market и Uzum Bank.

Рисунок 2. Местные лидеры рынка электронной коммерции в Узбекистане

                                                        сформировано DERC на основе данных KPMG

Столь стремительный рост компании в целом, обусловлен кардинальным изменением привычек пользователей которые также являются высокой долей молодежи в стране. Развитие экосистемы сервисов, в которой финтех и онлайн-торговля интегрированы в одном приложении, позволяет создать максимально удобный пользовательский сценарий и повысить доступность товаров для жителей всех регионов страны.

На сегодняшний день, порядка 45% заказов на Uzum Market оплачивается в рассрочку от Uzum Nasiya, что также создает дополнительные возможности для роста бизнеса поставщиков. Также на маркетплейсе ежедневно регистрируются порядка 300 новых продавцов,  к которым входят как самозанятые, малый и средний бизнес, так и крупные компании.

Экосистема Uzum в настоящее время присутствует на 72 населенных пунктах по всему Узбекистану, предоставляя клиентам доступ к более чем 600 тыс. товарных наименований. Однако на Ташкент приходится только 30% заказов, самые активные пользователи платформы находятся в регионах, что дает огромный потенциал для роста всей экосистемы в целом.

Что касается одного из главных конкурентов Uzum, экосистемы Zood, то она состоит из: ZoodShip, ZoodMall, и ZoodPay. Zood это цифровая платформа финансирования, способствующая расширению доступа к финансовым услугам за счет предоставления инновационных и общедоступных финансовых инструментов более чем 300 миллионам физических лиц и МСП в Пакистане, Ливане, а также в Узбекистане.

Эта экосистема в общей сложности имеет более 10 млн. пользователей (5 млн. в Узбекистане), 7 млн. товаров, 600 сотрудников, и 30 тыс. продавцов. Однако, несмотря на то что головной офис Zood находится в Швейцарии и ее филиалы оперируют в различных странах мира, в Узбекистане они все еще уступают экосистеме Uzum. 

Стоит также отметить приход на рынок зарубежных платформ электронной коммерции поддерживающих здоровую конкуренцию во всем рынке. C появлением таких зарубежных маркетплейсов как Wildberries и Ozon, для потребителей открылось все больше возможностей в выборе товаров за пределами республики.

За первое полугодие объем продаж на Wildberries продукции из Узбекистана составил 12,7 млрд рублей, сообщили в пресс-службе маркетплейса. Число местных предпринимателей, зарегистрированных на Wildberries, за последний год выросло в 1,5 раза. Этому способствовал запуск программы поддержки начинающих продавцов на платформе, а также проведение вебинаров для их ознакомления с маркетплейсом.

С начала года в большинстве пунктов выдачи также принимаются товары от продавцов, что позволило ускорить доставку заказов по стране в среднем в 2,5 раза и параллельно сократить расходы предпринимателей на логистику, отмечают в компании.

На данный момент, у маркетплейса Wildberries открыто более 69 пунктов выдачи по всей столице, что же касается Ozon то они только-только начинают путь освоения нового рынка. 

Выводы и предложения

Исходя из выше совершенного анализа, становится очевидным, что Узбекистан, на мировом рынке цифровой экономики становиться одной из развивающихся стран с растущим инвестиционным потенциалом. Однако, чтобы в дальнейшем поддержать этот стабильного рост, государству нужно обратить свое внимание на такие факторы как:

Сторона спроса:

  • Проблемы логистики и инфраструктуры;
  • Ограниченная инфраструктура электронной коммерции;
  • Интеграция платежных шлюзов и финансовых сервисов;
  • Поддержка клиентов и послепродажное обслуживание.

Сторона предложения:

  • Безопасность платежей;
  • Поведение потребителей;
  • Ограниченный доступ к Интернету;
  • Развитие цифровой грамотности.

Источники: 1 2 3 4

Facebook
Twitter
LinkedIn
Telegram
Email

Читайте также:

Транзакции в электронной платежной системе ATTO

Автоматизированная система оплаты проезда предназначена для обеспечения информационного и технологического взаимодействия при оказании услуг по перевозке пассажиров в транспорте общего

Умный магазин UMAG

Это специальная программа, которая позволяет хранить данные о товарах и продажах в одном месте. Благодаря ему нужная информация всегда под

Прокрутить вверх